Восхождение на Гран-Парадизо

В конце июля 2019 года мы побывали в итальянских горах. Пожалуй, это было одно из самых красивых моих путешествий.

Еще по дороге в кемпинг мне хотелось просить остановить машину на каждом шагу, так поразительно красиво сочетались старые домики, гнездящиеся прямо в скалах и жмущиеся тесно друг к дружке, с окружающими горами, облаками, цветами и деревьями, и хотелось все подолгу рассматривать, фотографировать. Издали мы увидели много замков на горах, были также совсем заброшенные деревеньки, полуразрушенные, покрытые растениями.

Остановились мы в Camping Pont Breuil Di Blanc 23 июля. Этот день был посвящен отдыху и подготовке к акклиматизационной прогулке. Мы разложили палатки, лакомились дыней с хамоном (как любят сочетать итальянцы) и сыром с плесенью, любовались видами, гуляли.

Вообще, оказываясь в таком месте, ты уже становишься счастливым человеком – возможно, действительно среди гор и чистой природы сосредоточено больше природной силы, энергии, и сон в палатке в таком месте – это то, что содействует полному восстановлению и очищению души.

На следующий день, 24 июля, выспавшись, мы отправились на акклиматизационную прогулку в приют Vittorio Emanuele.

Это была моя любимая часть восхождения.

Мы шли почти без вещей, тропа была очень удобная, мощеная, а вокруг всюду цвели цветы такой красоты и разнообразия, в таких сочетаниях со мхами, камнями, ручьями, и все два часа подъема красота сопровождала нас, что мне трудно было поверить в реальность этих декораций.

Садоводы искусственно пытаются воссоздать такие альпийские горки на клумбах, но им никогда не сравниться с теми, какие делает сама природа.

На высоте 2700 м располагался приют Vittorio Emanuele. Здесь мы немного отдохнули. В приюте есть все для комфорта восходителей, работает бар, где можно заказать еду и выпивку. Есть где переночевать с комфортом или с относительным комфортом, туалеты чистые, все на уровне.

Гид предложил нам подняться еще немного выше, и мы дошли до высоты 2900, где начинался снег.

Погода была хорошая, но наша обувь не подходила для прогулок по снегу, поэтому мы стали спускаться. Внизу мы отдыхали и настраивались на восхождение.

25 июля мы выспались и начали подъем в приют, теперь уже груженные всеми вещами, системами, кошками, ботинками.

Нам предстояла ночевка в Vittorio Emanuele, а утром – восхождение на вершину Gtand Paradiso. В приюте было очень чисто, койки располагались в три этажа одна над другой, по четыре в ряд, одеяла приятно пахли шерстью, также нам выдали кроксы. При желании можно купить одноразовое постельное белье.

Рядом с приютом было очень красивое небольшое озеро, вода в нем ледяная, поэтому плавать можно, только если ты морж.

Днем мы легли спать, чтобы набраться сил перед восхождением. К вечеру посетили столовую, заказали комплексный ужин. Его подали в семь. Интересно, что на первое итальянцы могут есть пасту, а на второе картошку, что они нам и подали: сначала была паста, потом курица с картошкой, а на десерт – будино. И хоть места в животе было мало после такой тяжелой пищи, десерт оказался необычайно вкусным – я решила, что на родине обязательно научусь его готовить.

После ужина мы пошли спать – вставать предстояло в три. Однако погода испортилась, уже с вечера пошел дождь. В три, когда зазвенел будильник, гид принял решение подождать с выходом – сверкали молнии, дул холодный порывистый ветер. К шести утра непогода немного успокоилась, мы позавтракали чаем-кофе с круассанами и начали подъем.

Пройдя участок с огромными валунами, через которые пробирались довольно медленно, мы вышли на относительно удобную тропу. А скоро добрались и до снега. В этот час он уже начал таять, и тропа превратилась во влажное месиво, в котором вязли ноги. Многие люди, которые рискнули и вышли в непогоду, уже спускались, они еще больше утаптывали талый снег, и тропинка стала сложнопроходимой.

Наверх мы шли часа четыре. Когда я увидела снизу статую Мадонны на вершине и мне сказали, что она – наша цель, я было расслабилась: осталось совсем чуть-чуть! Однако радость была преждевременной: последний отрезок дороги оказался самым сложным, и у меня включился страх. Это был скальный участок с довольно крутыми обрывами, а взбираться предстояло в кошках – не в скальных туфлях, что было непросто для меня.

И даже страховка меня не успокоила. Были минуты, когда я просила оставить меня там, где я есть, и забрать на обратном пути, но гид все же привел меня на вершину.

Наконец мы прикоснулись к каменной Мадонне на вершине Гран-Парадизо, на высоте 4061 м! Это было необыкновенно величественное зрелище – белая Мадонна и простирающиеся под ней роскошные просторы гор!

Однако надо было еще спуститься, и я смогла выдохнуть только тогда, когда мы преодолели этот сложный верхний участок, а также порадоваться: хорошо, что мы поздно вышли и нам не пришлось толпиться с другими людьми на этом сложном участке.

На спуск до приюта ушло еще два часа.

По дороге мы видели горных козлов, которые передвигались по скалам гораздо быстрее нас.

В приюте мы напились чаю и перекусили, мои ноги так устали, что не хотелось двигать ни одной мышцей, а надо было еще спуститься в свой лагерь.

Еще два часа самого несложного спуска, но в очень уставшем состоянии – и мы были в лагере.

А тут уже можно было праздновать: мы взошли на Гран-Парадизо! Спасибо, гора, за то, что пустила и отпустила, что показала всю эту незабываемую красоту! И сразу после душа мы отпраздновали победу итальянской пиццей и отличным вином. Это место теперь стало моим идеальным воспоминанием. Надеюсь попасть сюда снова!