Восхождение на Денали (Мак-Кинли)

Гора Денали (Мак-Кинли) находится в списке «Семь самых высоких вершин мира» (6190 м), и поэтому каждый раз восхождение на Денали является интересным приключением и победой над собой.

Denaly

Сезон для восхождения на Мак-Кинли длится с мая по июль, и в 2018 году мы взяли старт в первых числах июня. Снаряжение мы готовили с учетом того, что в суровых условиях нам придется провести немало дней, поэтому среди прочего взяли палатки с ветрозащитной юбкой, чтобы снизу их не задувало и не заметало снегом; пуховые костюмы, очень теплую горную обувь, термобелье, а также мультитопливные горелки, потому что бензин, в отличие от газа, не замерзает при очень низких температурах.

За три месяца до поездки мы оформили пермит на восхождение, оплатили. Скоро пришло официальное подтверждение.

И вот настала дата вылета. Прилетели в Анкоридж и переночевали в отеле. На следующий день купили все продукты в местном супермаркете в расчете на 20 дней, недостающее снаряжение, бензин, крема от солнца и так далее. Питание рассчитывали на два приема пищи в день плюс перекусы и чай, брали пакеты с готовой едой, которые можно заваривать кипятком (рис с овощами, горошек), шоколад, макароны быстрого приготовления, тушенку, сосиски и тому подобные продукты, с которыми не будет особых хлопот.

Следующее утро началось с трансфера, 4 часа мы добирались поездом с красивой стеклянной крышей в деревню Талкитна, откуда начинается путь к леднику.

Denaly

Достаточно много американцев путешествует по Аляске. Дорога проходит через леса и болота. Талкитна – деревенька с двумя улицами, посещаемое туристическое место, в нем много торговых лавок, туристам предлагаются туристические маршруты на автобусе. Улицы в стиле вестерн с кафе и ресторанами. Гостиниц мало, поэтому номер лучше бронировать заблаговременно. Здесь уже предгорный климат – прохладно и дождливо.

Talkitna

Следует заранее записаться на встречу с рейнджером. В этот день мы пошли в рейнджерский офис, чтобы зарегистрироваться перед началом восхождения. Тут мы получили инструкцию, которая длилась около 40-ка минут, просмотрели фильм о процессе восхождения на Мак-Кинли – о том, из скольких лагерей состоит переход на вершину, как проходят маршруты, какие ожидают условия быта. Здесь же мы получили пластиковые бочки для справления нужды – по местным законам это условие (дополнительный груз в виде бочки и использование ее по назначению) является обязательным для восходителей, дабы не нарушали чистоту окружающей среды.

Denaly18

После консультации, описания плана своего восхождения и подписи в документах мы отправились на местный аэродром. С авиакомпанией тоже нужно договариваться заранее, оставлять задаток, и в рейнджерском офисе мы уже сообщали о договоренности с авиакомпанией, о номере бронированного перелета. Работники авиакомпании заносят вас в списки всех тех, кто собирается совершить восхождение на Денали, на ближайшие дни вылета на ледник и говорят возможное время для вашего перелета исходя из погодных условий. Иногда люди неделями ждут погоду. В нашем случае перелет был назначен на следующий день. Поэтому мы только одну ночь переночевали в гостинице (тогда как бронировали ее на две ночи), а деньги за вторую ночь нам вернули.

На следующий день мы уже были на аэродроме. Здесь есть большой ангар, где собираются все альпинисты в ожидании вылета перед восхождением на Денали. В нем мы оставили свои вещи, перебрали их с точки зрения наиболее необходимого, лишнее закрыли в камере хранения и принялись перекусывать стейками – еще не скоро придется нормально поесть. Здесь же мы взяли в прокат сани, на которых предстояло тащить все снаряжение и вещи, и снегоступы, чтобы не проваливаться в снег на труднопроходимых участках.

Уже начал накрапывать дождь, но самолеты летали. Нам предстояло, одевшись соответствующим для восхождения образом, ждать – даже без абсолютной уверенности, что полет состоится.

Denaly

Вскоре нас и еще троих восходителей все-таки посадили в небольшой самолет, надели на нас наушники, и мы прилетели на ледник минут через 40, вылетев около 11-ти утра.

Из самолета открывались виды непроходимых, диких просторов лесов, озер, гор, которые даже при большом желании невозможно было бы преодолеть самостоятельно, дикий первозданный мир со своими обитателями, а затем показался ледник Кахилтна.

При выходе из самолета в лагере на высоте 2200 м нас встретила леди, которая пожелала увидеть наши документы, чтобы зарегистрировать нас в журнале готовящихся к восхождению на Денали людей.

Denaly

В самолет, на котором прилетели мы, теперь садились другие люди, которые уже взошли на Мак-Кинли либо возвращались, так и не одолев гору. В этот день мы совершили пятичасовой переход в следующий лагерь, на нашу первую стоянку. Набора высоты практически не было – за пять часов мы набрали вверх только двести метров: это был длинный пологий переход около 9 км.

Придя в лагерь, мы расчистили место и поставили палатку. Был уже вечер. Ночью было светло – в девять вечера кажется, будто только шесть часов, и такие сумерки длятся всю ночь.

Утром после завтрака мы делали акклиматизационный переход. Мы решили заранее, что будем ночевать на каждом привале 2 ночи, а в следующий лагерь делать заброску: оставлять палатки, перетаскивать вещи выше, закапывать и возвращаться ночевать. Такая стратегия преследовала две цели: совершить акклиматизацию и разделить вес на два раза. Таким образом каждый переход мы осуществляли дважды.

Denaly

Поэтому, не собирая палатки, мы отправились в следующий лагерь и потащили с собой на санях весь основной груз. В лагере вместе с палатками мы также оставили провизии на одну ночь.

Грузы здесь хранят в ямах, вырытых в снегу. Схроны отмечаются длинными, метра два длиной, палками с цветным скотчем на конце (их выдают целую пачку). На метке можно написать свою фамилию.

Мы поднялись во второй лагерь на высоту 2900 м, набрав 500 м высоты. Закопали здесь груз и спустились в предыдущий лагерь на 2400 м, где и переночевали. Всю ночь слышался шум передвижения людей в одну и другую стороны. Утро было туманное. Мы снова выдвинулись во второй лагерь и там ночевали третью ночь.

Наутро мы сделали заброску в следующий лагерь – Элевен (3400 м). Затем вернулись и переночевали в лагере на 2900 м. С утра снова наверх.

Denaly

В третьем лагере, на высоте 3400 м, мы узнали, что на следующий день погода испортится, в чем мы убедились уже с утра. Здесь мы провели три дня, и самое сложное в таких условиях – не сойти с ума от скуки, пока прячешься в палатке от бури. Лучше заранее запастись книгой или играми, чтобы коротать время за интересными занятиями.

Был порывистый ветер, срывался снег, все палатки стояли прикопанными поглубже в снег для защиты от ветра. Здесь были заграждения из снежных кирпичей: восходители, которые стояли здесь долго, выпиливали снежными пилами снег и строили укрытия.

Чтобы приготовить еду, мы топили снег и готовили в палатке еду – например, быстро запаривающиеся макароны с колбасой или с тушенкой. Мусор мы зарывали и ставили метку (как и весь груз, который оказывался лишним), чтобы забрать его на обратном пути.

Denaly

После трех ночей с плохой погодой в третьем лагере мы поняли, что лучше погоды не предвидится, и решили совершить дальнейший переход. Мы тронулись вслед за другими людьми, их было около 15-ти человек. Этот переход был настоящим испытанием – снег и метель мешали сделать даже пару шагов, не говоря уже о длительном путешествии, но мы уже настолько устали сидеть, что все было лучше бездействия. Часов пять мы боролись с собой и с бурей, кое-где снега было просто по пояс, и нужно было прогребать себе дорогу, вдобавок мы тянули тяжелые сани (в этот раз мы взяли с собой все вещи, чтобы не тратить силы на два перехода), поэтому этот подъем до следующего лагеря нас достаточно сильно вымотал. Наконец мы дошли до угла (Windy Conner), за которым начиналось другое ущелье.

Только тут мы смогли вздохнуть с облегчением – здесь, в этом укрытом от вьюги горном участке, нас неожиданно встретила хорошая, солнечная погода.

В общей сложности часов через семь-восемь мы оказались в полуштурмовом Лагере Рейнджеров, поднявшись еще на 950 м – и оказались на высоте 4300 м. Отсюда оставался еще подъем на ребро, в последний лагерь, на 5240 м, а из него после ночевки – на вершину Денали, 6190 м. Таким образом, мы дошли до предпоследнего лагеря – вышли около 10-ти утра, а пришли около шести вечера.

Когда находишься здесь, ты словно воин на битве: мысли текут ясно и ровно, жизнь представляет собой ряд задач, которые следует решать немедленно, каждое решение должно быть взвешенным, приводить к результату. Просматривая фото после восхождения в тепле и комфорте, видишь красоту снежных гор и облаков на вершинах, но во время восхождения, сосредоточенный на цели, ты только воин, преодолевающий трудности пути.

В предпоследнем лагере есть большая палатка рейнджеров, возле которой стоит доска, где маркером написана погода на текущую неделю. И здесь мы узнали, что погода будет только в ближайшие 2 дня, а затем 2-3 дня тоже не будет погоды. Погода позволяла подняться максимум до штурмового лагеря, если выдвинуться сразу с утра, – и там бы все равно нас застала буря. Но мы были очень уставшие и вымотанные и нуждались в дне отдыха после почти километрового набора высоты и тяжелейшего перехода. Все в лагере снова были в ожидании бури, укрепляли палатки, возводили снежные стены.

Denaly

Надо отметить отличие этой горы от других – оно состоит в том, что гора Денали – самая северная и погода здесь очень часто меняется, поэтому многие закладывают большое количество дней, которые пройдут в ожидании погоды.

На следующий день мы только отдыхали, прятались от солнца – иначе можно было просто сгореть из-за ультрафиолета, отражаемого от снега. И совсем не верилось, что эта погода вот-вот испортится.

Новый день принес нам солнце и циррусы на небе – предвестники бури. Мы снова прогулялись к палатке рейнджеров в надежде, что прогноз изменится в лучшую сторону. Но мы с сожалением узнали, что вместо ранее заявленных 2-3-х дней непогоды будет 7 дней метели и бури – так поменялся прогноз. И тогда мы поняли, уже проведя перед этим 3 дня в палатках в непогоде, затем переночевав в этом четвертом лагере еще 2 ночи, что еще 7 дней бездействия в бурю мы не хотим. Да и не было у нас возможности выбора: самолет из Анкориджа домой у нас вылетал через 7 дней – как раз на конец непогоды: мы заложили себе максимум 20 дней на все восхождение, в которые мы не уложились.

Денали – это та гора, взойти на которую можно, если ты готов к долгим ожиданиям погоды и настроен на то, чтобы брать ее осадой. Нужно обладать достаточным количеством времени – ну и изрядной долей везения. Таким образом, при отведенном нами на экспедицию времени мы все равно не успевали совершить восхождение на Мак-Кинли.

Пока была погода, мы решили подняться хотя бы до начала перил на 4800 м, а затем собираться и как можно быстрее выдвигаться в сторону ледника, чтобы незамедлительно улететь.

Вернувшись, мы тут же собрались и начали спуск – понимая, что еще немного – и спуститься станет невыполнимой задачей. На небе облака циррусы становились все более угрожающими – типичные предвестники перемены погоды. Весь вечер мы спускались. Казалось, силы берутся из ниоткуда, но внутренний голос заставлял поторопиться, потому что существовала вероятность остаться на неделю в ожидании обратного вылета на любом этапе спуска. К двум часам ночи мы были уже во втором лагере. В семь утра мы проснулись и поняли, что погода сильно портится и надо торопиться – идти туда, куда прилетают самолеты за альпинистами, которые возвращаются с восхождения на Мак-Кинли. Все было затянуто туманом, и достаточно ощутимо потеплело. В верхних лагерях, похоже, уже начался ураган.

В 8 часов мы выдвинулись. Придя в первый лагерь, мы окунулись в такой туман, что возникали сомнения относительно самолетов: летают ли они в эту погоду? Около часа мы только искали заметенные снегом метки, отмечающие наш закопанный груз – одежду, провизию, мусор. Многие вообще не находили свои метки, полностью скрытые под снегом. Через два часа пути в сторону ледника мы услышали звуки двигателей и увидели в просветах тумана точки – самолеты. Тогда мы поняли, что у нас есть шанс улететь сегодня с ледника и больше уже не ночевать – тем более без всякого смысла: ведь уже не было надежды взойти на Денали.

Когда до взлетной полосы оставался небольшой сорокаминутный подъем и уже не было сил идти, мы увидели издали, как прилетел красный самолет нашей авиакомпании. Мы ускорились и скоро увидели, что самолет находится метрах в трехсот от нас и готовится к взлету, заведя двигатель и заканчивая посадку пассажиров. Тогда мы начали махать ему палками в надежде, что пилот заметит нас и дождется. Самолет заглушил двигатель и действительно дождался нас. Из последних сил мы дотащили сани и добрались до места взлета, показали наши документы, свидетельствующие о том, что мы платили за услуги этой авиакомпании и дающие право на спуск.

Пилот сказал нам, что мы счастливчики, потому что это был последний самолет, взлетающий сегодня с ледника. Следующего пришлось бы ждать как минимум 4 дня – а то и больше. И было ясно, что он не соврал: мы летели все 40 минут уже через дождь и молнии, все признаки шторма были налицо.

Когда мы прилетели в Талкитну, шел проливной дождь, а мы выдохнули с облегчением и радовались своевременно принятому правильному решению и дальнейшим грамотным действиям: нам не пришлось провести еще неделю в горах в снегопад и бурю без всякой надежды на успех. В центре перелетов мы отдали необходимые бумаги, оставили свои подписи. В тот же день отправились в рейнджерский офис, сказали, до какой высоты мы поднялись (все это тщательно записывается, на каждого заводятся личные записи). Здесь же мы сдали пластиковые бочки-туалеты со всем содержимым. Затем мы сняли номер в гостинице – нам снова повезло, места были. А вечером с попутчиками, с которыми мы летели в самолете, отмечали в ресторане успешное своевременное возвращение. Эти ребята из Канады успели застать погоду, взойти на Денали и даже съехали с горы на лыжах.

Denaly

На следующий день мы уже ехали на такси в Анкоридж. Небольшой город казался шумным после двухнедельного погружения в безмолвие. Анкоридж встретил нас гей-парадом (карлики с крылышками, переодетые в женщин мужчины с ярким макияжем, скандирующая публика), и все это так резко контрастировало со снежной тишиной, с простой ясностью вещей, к которым мы успели привыкнуть, с проведенным перед этим в горах временем. Добро пожаловать в цивилизацию!

Восхождение стало возможным благодаря компании CoolWay. Спасибо гиду за терпение, грамотный подход к делу и интересную компанию!