Восхождение Чотчат Южная (Трапеция)

От «Зеленой гостиницы» ущелья Адырсу по гребню правобережной по ходу морены (тропа) Джанкаутского ледника к площадкам в ее конце (30мин). Здесь повернуть налево и, траверсируя пологие снежные поля ледника, подойти под длинный снежник, спускающийся от юго-западного гребня вершины (30 мин). По снежнику, обходя бергшрунды в его нижней части, выход к левым по ходу скалам. Движение в кошках. Крутизна до 30°. По границе скал и снега, временами выходя на простые, покрытые камнями скалы, подниматься до конца скального острова. Далее прямо вверх по снегу (40м) к скалам. Вдоль левых по ходу скал кулуара в направлении ярко выраженной седловинки. В конце – 20-30 м простых сыпучих скал (1,5 часа).

На седловинке – тур. С седловины повернуть налево. Неявная тропа в направлении рыжих скал (40-50 м). Вдоль скал (10-15 м) простое лазанье к рыжему кулуару. По крутому кулуару 5 м выход на гребень. По гребню; легкие разрушенные скалы, 150-200 м, выход на юго-западный вершинный гребень.

По гребню (200 м), с правой стороны (тропа), осыпи и разрушенные скалы; идти в направлении жандармов. Обход I-го по тропинке справа. Подойти под II жандарм. Обходить его справа, приспустившись на 3 м по полкам (перила) на острую седловинку (10 м). С седловины по гребню подойти под III жандарм (30 м). Обходить жандарм влево-вниз. По полочкам в плитах до крупнокаменистой осыпи под скалами. Перила 50 м на крючьях (2 шт.) По осыпи 10 м к камину. По камину 3-4м крутых скал (перила) на просторную полку. По полке 5 м к простому кулуару. По кулуару 10-15 м (камнепадоопасно) простые, разрушенные скалы, выход на крупнокаменистую осыпь, спускающуюся с вершины. От выхода из кулуара подъем вверх-направо, по осыпи в направлении вершины – 40-50 м. От «Зеленой гостиницы» до вершины – 5 часов.

Спуск с вершины в направлении снежной седловины. Сначала по осыпи, затем по снегу. На широкой снежной седловине повернуть направо, выйти на осыпи. По подвижным осыпям, местами – тропа, спуститься на ледник. Пересечь его вдоль осыпей с вершины Чотчат в направлении пер. Гумачи (30 мин).

С перевала спуск по простым скалам (40-50 м) и осыпи на верхнее плато лед. Джанкаут. По плато вправо-вниз, в направлении пер. Джантуган. И далее, придерживаясь правого борта ледника, но не слишком уходя от центра (спуск маркирован вешками), выйти к площадкам в конце левобережной морены. От перевала 1 час.